Водно-транспортная характеристика участка Нижней Волги

Нижней Волгой называют участок от Волгоградского гидроузла до города Астрахань и далее до истока рукава Бахтемир длиной 533 км. Каскад Волжских водохранилищ внес изменения в режим стока р. Волги: на рассматриваемом участке снизилась высота пика половодья, уменьшилась его продолжительность. Вследствие этого повысились уровни воды в период летне-осенней межени. Появилось (ранее отсутствовавшее) колебание уровня воды в связи с суточным и недельным уровнем стока. Однако, несмотря на регулирование стока общий гидрологический режим Нижней Волги остался типичным для равнинных рек с преобладающим снеговым питанием.

Русло реки Волги в ее нижнем течении многорукавно. В результате постепенного развития (размыва) и отмирания (заполнения наносами) отдельных рукавов периодически меняется положение судового хода. В русле имеется множество перекатов, что создает определенное затруднение для судоходства.

Скорости течения на Нижней Волги зависят от сбросов воды Волгоградской ГЭС. При низких уровнях воды средняя скорость течения по длине участка несколько уменьшается и составляет 3,7 - 2,3 км/ч. в период половодья скорость течения в районе г. Волгоград достигает 6 км/ч, а в районе г. Астрахань - 4,1 км/ч.

На Нижней Волге находится 50 перекатов, т.е. перекаты расположены примерно через 10 - 11 км. Перекаты образуются и устойчиво сохраняются на тех участках речного русла, где имеются предпосылки для процесса аккумуляции наносов. Перекаты на длине русла реки располагаются неравномерно. На Нижней Волге перекаты имеют длину гребня 1,5 - 2 км. Длина плесовых лощин, разделяющих смежные перекаты, колеблется от 1 до 20 км.

В верхней части участка перекаты разделены более короткими плесовыми лощинами, в нижней при устьевой длина плесовых лощин в среднем составляет 5 - 10 км.

Условия плавания по участку Нижней Волги. Волга от г. Волгограда до г. Астрахань большую часть навигационного периода находится в состоянии, близком к естественному. Участок р. Волги в районе г. Волгоград представляет собой нижний бьеф Волгоградского водохранилища и подвержен интенсивным колебаниям уровня воды. При плавании по данному участку, и особенно при маневрировании судов во время постановки их на якоря, на Волгоградских реках судоводителям следует учитывать это обстоятельство.

Судоводителям необходимо учитывать сильное затяжное (в проран) течение в верхней части отрадненского переката вдоль острова Сарептский. По этому же прорану плотосоставы идут на шлюзование к Волго-Донскому судоходному составу имени В.И. Ленина.

На дополнительном ходу (который часто называют подходным каналом) расхождение и обгон водоизмещающих судов и составов запрещен. Разрешение на вход в Волго-Донской канал и выход из него судоводители должны получить заблаговременно (по УКВ радиосвязи) у диспетчера движения Волго-Донского пароходства. При ожидании освобождения подходного канала и проведения других технических операций суда, следующие в канал или вышедшие из него, останавливаются на Красноармейском рейде в ухвостье острова спорный у левой кромки судового хода.

Русло Нижней Волги на всем протяжении участка неустойчивое, извилистое, изобилует перекатами. Судовой ход на перекатах и отдельных участках реки часто меняет свое положение.

От Астраханского вододелителя до верхней границы Астраханских рейдов отрезок пути особых сложностей для судовождения не представляет.

крупнотоннажный теплоход грузовой проводка

Наибольшая ширина меженного русла Волги 2,8 км в районе селения Райгород, наименьшая ширина 300 м в районе поселка Красные баррикады. В пойме Волги имеются многочисленные острова, разделяемые рукавами, воложками и притоками; почти все острова покрыты лесом.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.transpovolume.ru