Водно-транспортная характеристика Волго-Донского судоходного канала

В состав единой глубоководной системы европейской части РФ входят Волго-Донской судоходный канал имени В.И. Ленина и Нижний Дон. В России еще при Петре I предпринимались попытки соединить реки Волгу и Дон шлюзованным судоходным каналом. Трасса канала должна была пролегать по руслу небольших притоков рек Дона (р. Иловля) и Волги (р. Камышинка).

Волго-Донской судоходный канал был введен в эксплуатацию в 1952 г. общая протяженность канала 101 км. Для преодоления водораздела между Волгой и Доном на канале построено 13 шлюзов. Снабжение каналов водой осуществляется с помощью насосных станций, поднимающих воду из Цимлянского водохранилища на р. Дон. Вода поднимается в три этапа через промежуточное водохранилище: Карповское, Береславское и Варваровское. При шлюзовании судов вода в виде сливных призм из водораздельных бьефов поступает в реки Волгу и Дон. Водораздельный бьеф располагается ближе к Волге и возвышается над ее меженным уровнем на 87,7 м, а над уровнем Дона на 38 м.

Судоходный канал состоит из трех характерных участков: Волжского склона, водораздельного бьефа и Донского склона.

Волжский склон канала имеет длину 21 километр. На нем подъем судов от р. Волги до водораздельного бьефа осуществляется в 9 шлюзах. Эта часть канала начинается на южной оконечности города Волгограда. Для входа в канал суда должны огибать большой правобережный побочень Сарептского переката.

В связи с большой крутизной Волжского склона шлюзы расположены один от другого на расстоянии 1 - 2 км. Подобное расстояние между смежными шлюзами является минимально допустимым для расхождения встречных судов. Лишь промежуточный бьеф между шлюзами 3 и 4 имеет длину 8 км.

Плавание по Волго-Донскому каналу крупных судов сопряжено с трудностями. Канал имеет относительно небольшие размеры поперечного сечения, повороты. При опорожнении или наполнении камеры шлюза в промежуточных бьефах возникают динамические колебания уровня воды с амплитудой до 1 м. В канале появляются течения воды к шлюзу или от шлюза со скоростью 4 км/ч.

Водораздельный бьеф длиной 26 км располагается между шлюзами 9 и 10. На протяжении 6 км от шлюза 9 канал проходит в искусственной выемке, глубина которой доходит до 16 м. Далее на протяжении 18 км трасса канала проходит по Варваровскому водохранилищу.

Донской склон протяжением 64 км имеет четыре шлюза (10 - 13). На этом склоне расположены два водохранилища: Береславское и Карповское, расположенные между шлюзами 12 и 13.

От шлюза 13 до выхода в Цимлянское водохранилище на протяжении 6 км канал огражден дамбами.

Канал пересекается семью неразводными мостами. Минимальная высота мостов при нормальном подпорном уровне 16 м.

Условия плавания по трассе Волго-Донского канала. Волго-Донской канал по условиям плавания может быть разделен на три характерных участка: водораздельный бьеф, Волжский склон и Донской склон. По классификации водных путей канал относится к разряду "Р", направление течения в нем принято от реки Волги. Порядок захода судов и составов в канал со стороны Волги определен Местными правилами плавания по судоходным путям Волжского бассейна. Суда, следующие со стороны р. Дон, должны предъявляться в К.П. П. порта Калач. Скорость самоходных грузовых судов и составов грузоподъемностью свыше 3000 т в искусственной части канала не должна превышать 7 км/ч.

Судовой ход между шлюзами 3 и 4 практически прямолинеен, лишь в средней части он плавно поворачивает влево. При следовании по участку надо иметь ввиду, что расхождение и обгоны судов рекомендуются на расширенных участках канала. При сильных ветрах и низких берегах канала суда и составы могут иметь значительный ветровой дрейф. За 3 км до шлюза 4 из-за высокой растительности и искривленного правого берега судовой ход на безопасном расстоянии не просматривается и надлежит постоянно уточнять местонахождение по УКВ радиосвязи.

Гарантированные минимальные габариты судового хода на Волго-Донском водном пути в следующих пределах: глубина 3,45 м (на перекатах), ширина 38 м, радиус закругления 500 м. Наименьшая ширина шлюзов на трассе канала 17,7 м.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.transpovolume.ru