Воднотранспортная характеристика Цимлянского водохранилища

Цимлянское водохранилище является неотъемлемой составной частью Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина.

Подъем воды в водохранилище обеспечил условия для сопряжения Донского склона канала с р. Дон. Водохранилище питает канал водой, что позволило значительно увеличить судоходные глубины на участке г. Калач - г. Волгодонск. Регулирование стока увеличило глубины и на участке Цимлянский гидроузел - устье р. Дон.

Цимлянское водохранилище образовано подпорными сооружениями одноименного гидроузла, введенного в эксплуатацию в 1952 году. Длина водохранилища 260 км, максимальная ширина и глубина соответственно 38 км и 35 м.

В связи со значительными размерами живого сечения рассматриваемой части водохранилища (входящей в единую глубоководную систему) скорости стоковых течений воды невелики. При длительных сильных ветрах вдоль водохранилища могут существенно увеличиваться скорости дрейфовых течений в поверхностных слоях воды. Так, в узкости у Рычковского железно-дорожного моста скорость течения может кратковременно увеличиваться до 2 м/с.

По путевым условиям Цимлянское водохранилище может быть разделено на два характерных участка. На первом, верхнем (от канала) участке длиной около 70 км судовой ход пролегает по затопленному руслу р. Дон. Несмотря на отдельные разливы, водохранилища шириной до 20 км ширина судового хода ограничена, глубины над затопленной поймой невелики.

Второй участок длиной 110 км имеет вид, типичный для водохранилищ на равнинных реках. Основной судовой ход пролегает над затопленной поймой. Местами он проходит по прорезям, просекам в затопленном кустарнике, мелколесье. Здесь имеются дополнительные ходы, подходы к убежищам и пристаням.

Условия плавания по Цимлянскому водохранилищу. От шлюза 13 к основному судовому ходу Цимлянского водохранилища суда следуют подходным каналом. Для выхода в водохранилище надо иметь путевую и гидрометеорологическую информацию, а также помнить, что при одновременном подходе к устьевому части подходного канала судов и составов, следующих сверху и снизу по Цимлянскому водохранилищу и со стороны шлюзов, право первоочередного прохода предоставляется судну, идущему со стороны канала, после чего - судну, идущему сверху (по течению). Согласно Местным правилам плавания осадка судов и плотов при плавании по Цимлянскому водохранилищу устанавливается с учетом волнового запаса под днищем не менее 0,75 м, а при сработанном водохранилище 0,4 м.

Вахтенные начальники судов и составов, оборудованных УКВ радиостанциями, обязаны докладывать о фактическом состоянии погоды и судов: при прохождении траверза убежища Ильмень-Суворовска - диспетчеру Калачевского порта, при прохождении траверза убежища Кривская - диспетчеру Волгодонского порта.

На подходе к аванпорту необходимо по УКВ радиосвязи выяснить у диспетчера Волгодонского порта и начальника вахты шлюза 14 порядок шлюзования. Рейды для судов, ожидающих шлюзования, оборудованы в аванпорту и в открытой части водохранилища. Суда, следующие на Нижний Дон, после входа в аванпорт поворачивают вправо и вдоль продольной дамбы, ограждающей аванпорт, подходят к причальной стенке шлюза 14. Шлюзы 14 и 15 однокамерные, между ними по береговой выемке оборудован канал. В промежуточном канале находятся два моста, опоры которых расположены на берегах канала. При движении по этому участку крупнотоннажные суда должны опускать мачты.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.transpovolume.ru