Законодательно-нормативная база объектов и систем автосервиса

Информация о транспорте » Система автосервиса как объект экспертизы » Законодательно-нормативная база объектов и систем автосервиса

Страница 2

Сегодня на предприятиях сферы бытовых услуг действует общероссийский классификатор услуг населению ОК 002 – 93. Классификатор построен по иерархическому методу классификации. Уровни иерархии услуг в классификаторе ОК–002-93 показаны на рисунке 4.

Классификатор услуг населению является основой для создания нормативной базы, определяющей качество услуги на всех этапах ее формирования.

Согласно классификации ИСО/МЭК имеются следующие виды стандартов:

- основополагающий стандарт – нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения для определенной области;

- терминологический стандарт, в котором объектом стандартизации являются термины;

- стандарт на методы испытаний устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, отбор проб и др.);

- стандарт на продукцию содержит требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению. Различают неполный стандарт, содержащий только часть требований к продукции, например, только к параметрам качества и полный стандарт, который содержит не только все требования к продукции, но и правила или методы испытаний, отбора проб и т.п., например, ГОСТ Р 51709 – 2001 – «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки»;

- стандарт на процесс, стандарт на услугу - нормативные документы, в которых объектом стандартизации выступают соответственно процесс или услуга, например, ГОСТ 25478 – 91 – «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта»;

- стандарт на совместимость устанавливает требования, касающиеся совместимости продукта в целом, а также его отдельных частей. Такой стандарт разрабатывается также на систему в целом, например, на систему сигнализации.

Государственные стандарты (ГОСТ Р) разрабатываются на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомедательные.

Потребительские (эксплуатационные) требования и методы их контроля признаются обязательными, если имеется соответствующее указание в технической документации изготовителя или исполнителя услуг.

Рис. 4

Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатываются применительно к продукции, работам, процессам, услугам в определенной отрасли экономики. Их требования не должны противоречить ГОСТ Р.

Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации явлются составляющие элементы организации и управления производством.

Технические условия (ТУ) разрабатывается предприятием на собственную продукцию или услуги в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно.

В соответствии с Законом « О стандартизации» ТУ отнесены к технической, а не нормативной документации. В то же время установлено, что ТУ рассматриваются как нормативные документы, если на них есть ссылка в контрактах или договорах на поставку продукции или услуг.

Кроме перечисленных нормативных документов на предприятиях используется ряд технических документов, которые носят характер нормативных актов. К ним относят:

- РД – руководящий документ, например, РД 37.00613 – 97 – «Шаровые шарниры автотранспортных средств. Общие технические требования и методы испытаний»;

- РТМ – руководящие технические материалы, например, РТМ 37.00027 – 88 – «приемка легковых автомобилей станциями технического обслуживания. Общие положения»;

- РТ, РК – руководство по текущему, капитальному ремонту,

- Р – руководство по эксплуатации, например, Р 3112199 – 0306 – 89 «Руководство по эксплуатации легкового индивидуального автотранспорта, переоборудованного для работы на сжиженном нефтяном газе» и др.

Страницы: 1 2 

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.transpovolume.ru