Особенности услуг пассажирского транспорта

Страница 3

- массовость перевозок и высокая провозная способность железных дорог;

- возможность массовых перевозок пассажиров с большой скоростью;

- регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погоды;

- более короткий, по сравнению с водным транспортом, путь перевозки пассажиров (короче на 15 – 20%);

- невысокая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта.

Недостатки:

- капиталоемкость сооружения железных дорог;

- относительно медленная отдача авансируемого капитала (окупаемость) – 6 – 8 лет, а иногда и более;

- железнодорожный транспорт – трудоемкая и металлоемкая отрасль;

- производительность труда ниже, чем на воздушном транспорте, но выше, чем на автомобильном;

- невысокий уровень качества транспортных услуг, предоставляемых клиентам.

Основными элементами технического оснащения железнодорожного транспорта являются рельсовый путь с искусственными сооружениями, станции и раздельные (остановочные) пункты с соответствующим обустройством, подвижной состав (вагоны, локомотивы, электровозы), устройства электроснабжения, специальные средства регулирования и обеспечения безопасности движения и управления перевозочным процессом. Крупные пассажирские станции оборудуются капитальными зданиями и сооружениями (вокзал, платформы, площадки, предприятия дистанций службы пути, депо, центры фирменного транспортного обслуживания клиентуры и т.д.).

Железнодорожный путь представляет собой земляное полотно с балластной призмой из щебня или гравия, на которой размещаются железобетонные или деревянные шпалы с прикрепленными к ним стальными рельсами. Расстояние между внутренними гранями головок двух параллельно расположенных на шпалах рельсов называется шириной колеи. В России, странах СНГ, Прибалтики и Финляндии ширина колеи составляет 1520 мм. В большинстве европейских стран, США, Канаде, Мексике, Уругвае, Турции, Иране, Египте, Тунисе, Алжире – 1435 мм. Это так называемая нормальная или стефенсоновская колея. В Индии, Пакистане, Аргентине, Бразилии, Испании, Португалии используется широкая колея двух типов – 1656 и 1600 мм. В Японии используют среднюю и узкую колеи 1067, 1000 и 900 мм.

Большая роль автомобильного транспорта на транспортном рынке обусловлена его специфическими особенностями и преимуществами перед другими видами транспорта:

- высокая маневренность и подвижность, позволяющие быстро сосредоточить транспортные средства в необходимом количестве и в нужном месте;

- способность обеспечить доставку «от двери к двери» без дополнительных пересадок в пути следования;

- высокая скорость передвижения;

- необходимость меньших капиталовложений в строительство автодорог при малых потоках грузов и пассажиров.

Наиболее эффективной сферой использования автотранспорта являются короткопробежные перевозки. Большая мобильность, удобство перемещения и способность быстро реагировать на изменения спроса пассажиров позволяют автотранспорту часто быть вне конкуренции при пассажирских перевозках на местных линиях. Средняя дальность поездки одного пассажира составляет 9 км.

К недостаткам автотранспорта можно отнести следующие:

- высокая себестоимость перевозок (в десятки раз выше, чем на других видах транспорта);

- высокий уровень загрязнения окружающей среды;

- большая трудоемкость (на автотранспорте занято ¾ всех работающих на транспорте);

- низкий уровень производительности труда вследствие малой средней грузоподъемности и пассажировместимости автомобиля;

- большие металлоемкость и энергоемкость.

Автотранспорт обеспечивает главным образом внутрирайонные перевозки пассажиров, осуществляет централизованные перевозки от железнодорожных станций, аэровокзалов, речных и морских портов и обратно. К пассажирскому подвижному составу обычно относятся автобусы и легковые автомобили. Отдельно выделяют грузопассажирские автомобили, создаваемые обычно на базе легковых автомобилей, но предназначенные для перевозки как пассажиров, так и небольших партий грузов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.transpovolume.ru