а- полуразгруженная; б - на три четверти груженая; в – полностью разгруженная
Полностью разгруженная полуось теоретически передает только крутящий момент от дифферециала к ведущим колесам, однако для нее возможны деформации изгиба, обусловленные деформацией балки моста, несоосностью ступицы колеса с полуосевой шестерней, перекосом и смещением шлицевых концов полуосей относительно шестерни и фланца при наличии зазоров в шлицевом соединении.
30. 31. 32 Расчет ведущей полуоси нагруженной на ½ от действия изгибающих сил и моментов (режим разгона, бокового заноса, динамических нагрузок.)
При прямолинейном движении – результирующий изгибающий момент полуоси в вертикальной и горизонтальной плоскостях:
;
момент кручения полуоси
;
сложное напряжение
.
При заносе изгибающие моменты на правом и левом колёсах
; , где
При динамическом нагружении:
вертикальная нагрузка-, где =1,5…3 – коэффициент динамичности.
горизонтальная нагрузка- (при прямолинейном движении принимается: при прямолинейном движении 0,8…0,9, при заносе - 1);
скручивающая нагрузка- ;
При расчёте полуразгруженной полуоси плечо изгиба определяется как расстояние между плоскостями, проходящими через центр опорной площадки колеса и через центр опорного подшипника.
Полуразгруженная полуось разрушается в опасном сечении под подшипником. Здесь полуось должна быть утолщена.
Полуоси изготавливают из легированных сталей – 30ХГС, 40Х, 40ХНМА и др; допускаемые напряжения МПа, МПа.
Назначение и требования к конструкции управляемого моста, расчетные режимы. Расчет балки управляемого моста на прочность (режим – торможение).
К автомобильным мостам предъявляются следующие основные требования: минимальная масса, наименьшие габаритные размеры и оптимальная жесткость. Управляемые мосты, как правило, передние: включают в себя поворотные цапфы и соединяющие детали. Применяются и задние управляемые мосты.
При прямолинейном движении автомобиля балка ведущего моста (см.рис.) изгибается в вертикальной плоскости под воздействием нормальных реакций дороги и на ведущие колеса.
Изгибающий момент в вертикальной плоскости где – плечо изгиба.
Нормальные реакции дороги от нагрузки на ведущий мост равны:
где – коэффициент перераспределения нагрузки на задний мост.
Кроме того, под действием тяговой силы балка ведущего моста испытывает статическую нагрузку и изгибается также в горизонтальной плоскости.
Изгибающий момент в горизонтальной плоскости
Тяговые силы на ведущих колесах равны: - коэф сцепл колес с дорогой.
Кроме изгибающих моментов на балку ведущего моста действует крутящий момент
где – радиус ведущих колес.
В балке ведущего моста наиболее опасными местами являются обычно сечения под площадками для крепления пружин (рессор).
Суммарный результ-й момент от изгиба и круч-я в опасном сеч-и балки моста
Результ-е напряжения от изгиба и кручения для трубчатого круглого сечения
где – момент сопротивления трубчатого сечения.