Датчики аварийных режимов

Страница 1

Датчики аварийных режимов сигнализируют водителю о выходе параметров агрегатов автомобиля за допустимые пределы (датчики перегрева охлаждающей жидкости, аварийного давления масла, аварийного падения уровня тормозной жидкости, износа тормозных колодок) либо о включении исполнительных устройств, устраняющих аварийный режим (датчик включения электровентилятора системы охлаждения двигателя).

В отличие от датчиков контрольных приборов, выходные сигналы которых пропорциональны изменению измеряемых физических величин, датчики аварийных режимов реагируют лишь на пороговое (максимально или минимально допустимое) значение физической величины. При этом замыкаются контакты датчика, включая сигнализатор или исполнительное устройство, устраняющее аварийный режим (рис. 11).

Рис. 11 - Функциональная схема работы датчиков аварийных режимов: ФВ - физическая величина; ЭВ - электрическая величина; ФВлор - пороговое значение физической величины; Д - датчик; С - сигнализатор; ИУ - исполнительное устройство, устраняющее аварийный режим

Датчики перегрева охлаждающей жидкости

Принцип действия. В датчиках перегрева охлаждающей жидкости используются свойства термобиметаллической пластины изгибаться при нагреве (такая пластина состоит из двух слоев металла, имеющих различные значения температурного коэффициента линейного расширения). Один слой пластины выполнен из инвара (сплава железа с 36 % никеля) и имеет очень малый коэффициент линейного расширения, а второй (стальной), слой пластины имеет больший коэффициент линейного расширения. В корпусе датчика термобиметаллическая пластина может быть неподвижно закреплена либо одним концом, либо двумя. В первом случае подвижный контакт размещается на свободном конце пластины, во втором - при прогибе пластины перемещается толкатель, а вместе с ним подвижный контакт. Прогиб термобиметаллической пластины при нагреве зависит от разности коэффициентов линейного расширения стали и инвара, толщины их слоев, длины нагреваемого участка и температуры перегрева пластины, а вместе с ним подвижный контакт.

Устройство, работа, технические характеристики. Датчик сигнализатора нагрева охлаждающей жидкости автоматически включает сигнальную лампу комбинации приборов, когда температура охлаждающей жидкости превысит допустимое значение. Термобиметаллическая пластина жестко закреплена в корпусе, но изолирована от него. На свободном конце пластины помещен подвижный контакт, а неподвижный контакт расположен на регулировочном винте, соединенном с корпусом датчика. Пока температура охлаждающей жидкости не достигнет предельно допустимого значения, контакты датчика разомкнуты, и сигнальная лампа в комбинации приборов не горит. Активный слой (сталь) биметаллической пластины расположен со стороны, противоположной контакту, поэтому по мере повышения температуры охлаждающей жидкости пластина изгибается и контакты сближаются. Как только температура охлаждающей жидкости достигает предельно допустимого значения, контакты замыкаются, и сигнальная лампа в комбинации приборов загорается. При снижении температуры пластина остывает, ее прогиб уменьшается, контакты размыкаются, сигнальная лампа в комбинации приборов гаснет.

Датчики аварийного давления масла

Принцип действия. В основе работы датчиков аварийного давления масла лежит свойство упругих элементов деформироваться под действием давления окружающей среды. В качестве упругого элемента в датчиках используются мембраны, но в отличие от датчиков манометров они не гофрированные, а плоские (рис. 12). Плоская мембрана менее чувствительна, чем гофрированная, но проще в изготовлении. При работе двигателя под действием давления масла мембрана 3 прогибается и с помощью толкателя 2 удерживает контакты 1 и 5 в разомкнутом состоянии. При снижении давления прогиб мембраны 1 уменьшается, толкатель 2 перемещается вниз, и при снижении давления масла до величины, меньшей минимально допустимого значения, контакты датчика замыкаются, сигнализатор аварийного давления масла загорается.

Рис. 12 - Принцип действия датчика аварийного давления масла: 1 - подвижный контакт; 2 - толкатель; 3 - мембрана; 4 - корпус; 5 - неподвижные контакты; 6 - сигнальная лампа; Рпор - пороговое (минимально допустимое) значение давления масла

Устройство, работа, характеристики. На современных автомобилях установлены датчики аварийного давления ММ120, М111В и 30.3829. Устройство датчиков одинаково: в корпусе 10 (рис. 13) завальцованы мембрана 9 из полиэфирной пленки и неподвижный контакт 8. Подвижный контакт 2 размещен на толкателе 1 и прижимается пружиной 4 к неподвижному контакту. Неподвижный контакт через корпус соединен с «массой» автомобиля, а подвижный контакт через пружину 4 и контактную втулку 6 - со штекером 7. В контактной втулке

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transpovolume.ru