Напряжения возникающие в болте при растяжении:
;
.
Момент, скручивающий шатунный болт при затяжке:
.
Момент сопротивления шатунного болта кручению:
.
Напряжение, возникающее в шатунном болте при затяжке:
Запас статической прочности:
- амплитуда цикла нагружения;
- среднее напряжение цикла нагружения.
Запас усталостной прочности:
ys = 0,15 - коэффициент, учитывающий влияние постоянной составляющей цикла на сопротивление усталости при изгибе;
b = 0,9 – коэффициент поверхностной чувствительности;
es = 0,65 – масштабный коэффициент, учитывающий влияние абсолютных размеров детали на предел выносливости при изгибе;
Кs = 3,3 – эффективный коэффициент концентрации напряжений.
.
Момент на ключе:
S = 17 – размер под ключ;
d0 = d =12 мм – диаметр отверстия под болт.
;
.
Расчет коленчатого вала
Коленчатый вал является одной из наиболее ответственных, напряженных и дорогостоящих деталей двигателя. Вал воспринимает периодические нагрузки от сил инерции поступательно движущихся масс, а также от сил инерции вращательно движущихся масс. Силы, действующие на вал, вызывают трение и изнашивание его шеек и подшипников, усталостные разрушения в местах переходов шеек в щеки, а также крутильные, изгибные, поперечные и осевые колебания.
Рис. 5.7 Расчетная схема коленчатого вала
Основные требования, предъявляемые к конструкции вала:
достаточные прочность, жесткость и износостойкость при относительно небольшой массе;
надежность работы при различных эксплутационных условиях;
высокая точность изготовления шатунных и коренных шеек;
достаточные твердость и степень чистоты обработки поверхности шеек;
динамическая уравновешенность и отсутствие вибраций;
разгруженность коренных подшипников от центробежных сил.
Таким образом, из – за исключительно сложных и тяжелых условий работы коленчатого вала предъявляются высокие и разнообразные требования к механическим свойствам материалов, применяемых для изготовления коленчатых валов. Материал коленчатого вала должен обладать высокой прочностью и вязкостью, большой сопротивляемостью износу и усталостным напряжениям, сопротивлением действию ударных нагрузок и твердостью.
Изготовление литых чугунных валов проще и экономичнее, при этом расходуется меньше металла и меньше времени затрачивается на обработку, чем при изготовлении стальных штампованных или кованных валов. Причем экономия металла увеличивается по мере усложнения конструкции вала, износостойкость шеек вследствие наличия в чугуне графита возрастает, надежность работы вала благодаря большой циклической вязкости чугуна повышается. Расчетная схема коленчатого вала приведена на рис. 5.7.
sВ = 1000 МПа – предел выносливости;
sТ = 800 МПа – предел текучести;
s-1 = 460 МПа – предел выносливости материала коленчатого вала при симметричном цикле нагружения при изгибе;
t-1 = 230 МПа – предел выносливости при кручении;
dКШ =62 мм – диаметр коренной шейки;
dШШ = 56 мм – диаметр шатунной шейки;
lШШ = 30 мм – длина шатунной шейки;
R = 47 мм – радиус кривошипа.
5.3.1 Расчет коренных шеек
Мmax_КШ =888 Н×м – максимальный момент, действующий на эту шейку;